Как это ни странно, но обычай скреплять партнерские отношения зародился не в России и Европе, а США в середине 19 века. В то время коммивояжеры одной из страховых компаний стали прикреплять к обычной визитке карманный календарь.
Этот хороший обычай прочно закрепился при ведении деловых переговоров, благодаря чему и зародилась индустрия бизнес-сувениры.
Появление бизнес-сувениров в России связано с переходом на рыночную экономику в 90-х годах. С ростом конкуренции возрастает и потребность в сувенирной продукции, компании начинают понимать всю коммерческую эффективность этого вида продвижения своей организации. Ведь на партнерские отношения в первую очередь влияет положительный эмоциональный образ фирмы поставщика.
Именно это в первую очередь стимулирует спрос на корпоративные подарки.
Многие маркетологи крупных организаций считают, что не иметь собственную сувенирную продукцию с логотипом - это то же самое что не иметь визиток.
Также можно сегментировать и непосредственно ассортимент сувенирной продукции. Первая и самая динамично развивающаяся категория – это промосувениры, которые дарят при проведении промомероприятий, на выставках и т.д. Это ручки, брелоки, магниты и многое другое. По оценкам специалистов этот вид сувениров занимает 40-60% общего объема продаж. Эта продукция обладает стабильным спросом в течении всего года.
В последнее время наблюдается стабильный рост рынка дорогой деловой подарочной продукции. К этому типу товаров можно отнести более дорогие ручки, настольные наборы, фотоальбомы, визитницы и ежедневники.
Отличительной особенностью этих подарков является их адресность и вручаются они в основном деловым партнерам и постоянным клиентам. Несмотря на то, что изготовление таких подарков обходится гораздо дороже, коммерческий эффект затрат гораздо выше, чем от промосувениров.
Последней группой сувенирной продукции являются VIP-сувениры. Эта группа самая малочисленная. Адресатами таких корпоративных подарков являются наиболее важные поставщики, партнеры и клиенты компаний. Их статусность и определяет ценовой диапазон VIP-подарков.